28 января

Набережная. Причал

В нескольких минутах ходьбы от социокультурного пространства «Завод Шпагина» течет одна из главных водных артерий Урала — Кама.

Город Пермь мог бы называться по-другому, но появиться он должен был именно здесь. Ведь когда-то единственными дорогами на Урале были реки. Там, где соединялись главнейшие водные пути: Сылва, Чусовая и Кама, просто обязан был появиться крупный населенный пункт. Но вот где именно?

Сплав товаров в стародавние времена происходил по весеннему половодью. На месте встречи Чусовой и Камы кипела вода, сильное чусовское течение отклоняло камские воды к заливному гайвинскому берегу, где и причалить нельзя. А к удобному левому (левшинскому) берегу подойти, из-за течения, было трудно. Но Кама делала резкий поворот с севера на запад, и центробежной силой сильное течение прижималось к левому, высокому берегу. Было это в районе устья реки Егошихи. Именно здесь сама природа определила лучшее место для швартовки судов.

Как считают некоторые эксперты, появление близ Егошихи губернского города было запрограммировано не медеплавильным заводом, мало чем выдающимся из череды подобных. Причина — в удобстве обустройства здесь большой пристани.

Еще до строительства Егошихинского завода уже имелся причал и торговый двор, на месте нынешнего вокзала Пермь-I (вокзал хорошо виден с территории социокультурного пространства «Завод Шпагина»). Здесь же с неизвестного времени, задолго до Петропавловского собора (первого каменного здания Перми), была воздвигнута часовня, в которой молились купцы и сплавщики. Говорят, перед часовней стояла двухметровая деревянная фигура Христа.

С появлением завода пристанские постройки расширились, товары стали находиться под охраной гарнизона заводской крепости. Пристань близ Егошихи становилась все известнее в Прикамье и даже Поволжье. Когда встал вопрос о создании Пермской губернии и выборе для нее столицы, правительственные эмиссары никак не могли миновать Егошихинскую пристань. Ведь передвигались они самым надежным и безопасным в то время транспортом — водным. Выйдя на берег и оценив удачное место, генерал-губератор Евгений Кашкин 230 лет назад решил: быть здесь губернскому городу Перми!

Когда на месте старинного торгового двора возник железнодорожный вокзал, лучшие пароходные пристани стали ставиться напротив него. Перешел дорогу – и на пароходе. Но если пароход запаздывал, то ждать его приходилось на улице, или в тесной комнатке дебаркадера. Долго так продолжаться не могло. Особенно после того, как через Пермь прошла линия Транссиба и заговорили о постройке трансуральского водного канала Кама-Исеть-Обь.

Начались работы по созданию крупного порта-гавани и подъездной железнодорожной ветки в районе железнодорожного моста. Туда должны были переместиться все грузовые пристани, рассредоточенные вдоль всего городского берега. Но помешали революция и гражданская война.

Новый речной вокзал построили  в 1940 году. В 1960-х годов рядом с речным вокзалом появился 400-метровый бетонный причал, затем современные билетные кассы, светильники, цветники и дорожки – набережная в ее современном виде. 

Фото — сеть Интернет.

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все Прогулки