Представляем серию публикаций о зарубежном опыте смены функционального зонирования промышленных территорий и их преобразования в социокультурные общественные пространства городов. Первая публикация о преобразовании завода «Фиат».
«Самый большой автомобильный завод в мире», – так называли «Фиат», расположенный в итальянском городе Турине, в 1930-е годы. Там все было устроено по последнему слову техники и даже здание, в котором производили автомобили, было передовым.
Архитектор Ле Корбюзье назвал его «Одним из самых впечатляющих индустриальных строений» и «Ориентиром для городского планирования».
Здание Lingotto стало символом итальянской промышленности: на пяти этажах проводились все операции по сборке автомобилей. В цокольном этаже хранились материалы, а на крыше был автодром.
Однако, уже в 1970-х годах, заговорили о том, что это здание завода в Турине будет закрыто и производство перенесут на более современную площадку. В 1982 году эта площадка была закрыта.
«Это решение вызвало большие дебаты в обществе относительно дальнейшей судьбы здания. Был объявлен архитектурный конкурс, победителем которого стал Ренцо Пьяно», — писали газеты того времени.
Идея архитектора была в том, чтобы превратить бывший автомобильный завод в общественное пространство. Здание было перестроено внутри и теперь это современный комплекс с концертными залами, театром, художественной галереей, конференц-центром, магазинами и отелем. Там же расположен автостроительный факультет Политехнического университета Турина.