Окрестности Завода Шпагина не только живописны, но и интересны с исторической точки зрения.
Если пройти по навесному мостику через железнодорожные пути, то вы окажетесь рядом с монументальным зданием речного вокзала.
Там теперь расположен исторический парк «Россия-моя история», но так было не всегда.
Первые полвека своей истории здание использовалось по своему прямому назначению: это был речной вокзал. Его торжественно открыли 7 ноября 1940 года.
По своим размерам, архитектурной новизне и удобствам Пермский речной вокзал тогда был вторым в стране после столичного.
Первая же навигация оказалась для вокзала боевым крещением в самом прямом смысле. Началась Великая Отечественная война. В гостинице на втором этаже речного вокзала в эвакуации жили многие из видных деятелей советского искусства и культуры, оказавшиеся в Перми.
После победы залы речного вокзала стали использовать, в числе прочего, для проведения разнообразных выставок и конференций – это была самая большая площадка города.
Зимой здесь работала одна из крупнейших в городе танцплощадок, а один из лучших ресторанов Перми функционировал круглогодично.
В 1990 году речной вокзал торжественно отметил 50-летие. За эти годы через него прошло более 50 миллионов пассажиров.
Но дальше речной вокзал ждали испытания: Камский речной флот сменил порт прописки, пассажиров не стало.
Одно время здесь располагался универмаг Yellow Sumbarine. В 2009 году в разрушающееся здание въехал музей современного искусства PERMM, но вскоре сменил локацию.
Наконец здание было реконструировано и теперь оно вновь — украшение набережной, важная составная часть культурного кластера.
Здание речного вокзала просматривается с территории завода им. Шпагина.
Фото — Государственный архив Пермского края