25 октября

Большие мастерские построены…

В этом году Заводу Шпагина, которой прошёл путь трансформации от Главных железнодорожных мастерских в социокультурное пространство «Завод Шпагина», исполнился 141 год.  Началась история железнодорожных мастерских (в будущем – Завод Шпагина) со строительства железной дороги.

В 1861 году управляющий Нижнетагильским горным округом Владимир Рашет создал проект первой общеуральской железнодорожной магистрали. С его точки зрения, дорога должна была соединить Пермь и Тюмень. В этом же году пермский губернатор Александр Лашкарев в служебной записке на имя министра финансов России обозначил важность строительства железной дороги на Урале.

Конечно, рассматривался не один вариант проекта магистрали. Вариант Дмитрия Смышляева, общественного деятеля, просветителя, краеведа, который он представил в июне 1868 года, предполагал протяженность железной дороги от Осы до Тюмени. Пермский предприниматель, пароходчик, солепромышленник, горнозаводчик Иван Любимов считал, что железнодорожная магистраль должна идти по направлению от Перми до Белозерской слободы на Тоболе через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск.

В результате в 1870 году объединенная комиссия Министерства путей сообщения, направленная на Урал в ответ на представление пермского губернатора Струве от 5 декабря 1867 года о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса о дороге, утвердила направление трассы от Перми через Кушву и Нижний Тагил до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Именно эта магистраль получила название Уральской горнозаводской железной дороги. В постановлении комитета железных дорог было отмечено, что главным условиям при строительстве железной дороги должно быть удовлетворение нуждам горнозаводской промышленности.

Руководил строительством, которое началось в 1874 году, промышленник и меценат Петр Губонин. Для строительства дороги был привлечен частный капитал. Вопрос финансирования был решен при помощи создания акционерной компании «Общество Уральской горнозаводской железной дороги», 90% акций которой принадлежали 15-ти акционерам, в том числе отцу и сыну Губониным.  

В 1878 году движение по Уральской железной дороге протяженностью в 670 верст было открыто. В этом же году были открыты Главные железнодорожные мастерские (в будущем – Завод Шпагина), строительство которых велось в течение двух лет на земельном участке в центре города, на котором ранее располагался городской рынок. 5 июля 1878 года газета «Пермские губернские ведомости» писала, что на очередном собрании акционеров «Общества Уральской горнозаводской железной дороги» было отмечено, что большие мастерские в Перми построены.

Все корпуса были возведены из кирпича и покрыты листовым железом, в соответствии с техническими возможностями того времени при строительстве использовались различные деревянные конструкции. В официальном отчете правления общества Уральской горнозаводской железной дороги за 1878 год сообщалось, что Главные мастерские состоят из 12 отделений: паровозно-сборное с малярной и инструментальной, котельное, медно-литейное, чугуно-литейное, механическое с отделением для жестяных работ, помещения для постоянной машины и паровых котлов, кузница, вагонно-сборное, столярное и модельное, обойная и кладовая.

Сегодня цех № 5 социокультурного пространства «Завод Шпагина» —  памятник культурного наследия. С развитием и преображением территории он стал необычной, с особой атмосферой, площадкой для проведения музыкальных, творческих фестивалей, концертов. Здесь проходил фестиваль электронной музыки и визуального искусства Efest, первый фестиваль света «П Р О С В Е Т», творческий фестиваль «Место силы», мероприятия международного Дягилевского фестиваля, RED Market.

По материалам книг «Дорога ведет через годы: 125 лет Пермскому МРЗ», «Пермь от основания до наших дней: исторические очерки».

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все История